Фотообработка: Слепящий свет или клякса в небе
Небо играет ключевую роль в пейзажной фотографии, оказывая значительное влияние на композицию, настроение и общее восприятие изображения. Небо в пейзаже — это не просто фон, а активный участник композиции важнейшим элементом которого является солнце — источник яркого слепящего света.
Почему солнце становится кляксой?
Часто, солнце в кадре превращающаяся в кляксу или слишком яркое пятно, особенно среди любителей и начинающих фотографов. Это может происходить по нескольким причинам, связанным с особенностями камеры и условиями съемки.
На пленке вокруг засвеченного объекта появляется белое пятно плавным градиентом переходящее в фон. На цифровом снимке вокруг ярких объектов появляется «клякса». Белое пятно с резкими краями. Этот эффект связан с особенностями цифровой матрицы. При избыточном свете заряд светоприемных ячеек начинает стекать на соседние ячейки засвечивая их как вода выливается из переполненного стакана образуя лужу на столе.
Как избежать этого эффекта?
Клякса вместо солнца портит впечатление от снимка. Можно попробовать не допустить этого эффекта.
Композиционные приемы. Можно выстроить композицию кадра так, чтобы яркое солнце оставалось за кадром или перекрывалось каким-то объектом
Двойная экспозиция. Можно снять два кадра: первый с экспозицией по солнцу, чтобы была отчетливо видна его круглая форма, второй с экспозицией по темным деталям кадра и воспользоваться функцией HDR в редакторе.
Как исправить кляксу и создать эффект слепящего света?
Можно попробовать сделать это в фоторедакторе, (покажу на примере Фотошопа).
Делаем выделение.
Нужно определить реальные размеры солнца в кадре. Обычно они несколько меньше кляксы.
Сделать выделение со слегка растушованными краями.
Сделать инверсию выделения. Нам нужно смягчать фон окружающий солнце.
Смягчаем фон.
Копируем слой который о будет основой нашего слепящего светаРазмываем слой при помощи фильтра «Размытие по Гаусу». Радиус подбираем таким чтобы вокруг солнца сформировался мягкий градиент и обозначилась граница солнца.
Для усиления эффекта можно слегка размыть фон по-горизонтали, воспользовавшись фильтром «размытие в движении»
Чтобы эффект распространялся только на область неба возле солнца, удаляем часть слоя ластиком с большим радиусом и мягкими краями. Или используем маску слоя.
Радиальный градиент
Можно воспользоваться другим приемом. Заменить солнце радиальным градиентом. Для этого создаем градиент, где белая область соответствует диску солнца. На границе градиент начинает уходить в прозрачность постепенно меняя цвета как в примере.
Эффект может смотреться слишком искусственно, по этому можно совместить первый и второй способ. Где размытый слой будет основой, а градиент будет усиливать эффект регулировать стереть свечения можно прозрачностью слоя.
Работаем с окружением.
Эффект слепящего света зависит не только от самого светящегося объекта, но и от фона. Для усиления эффекта свечения можно создать небольшое затемнение по краям кадра (виньетку) с центром в области солнца.
Можно сделать это по разному, например так: Создаем новый слой. Заливаем его глубоким синим цветом (самый темный оттенок неба). За тем инструментом «ластик» с большим радиусом и мягкими краями удаляем середину. Получений слой накладываем в режиме «умножение» и регулируем степень эффекта прозрачностью слоя. Для придания небу большей выразительности можно наложить снизу голубой градиент в режиме наложения «перекрытие».
Усиливаем эффект добавляем блики.
Если эффекта слепящего света нам не достаточно, можно попробовать добавить лучи и блики.
Лучи проще всего сделать из круглой кисти. Создаем новый слой и ставим кляксу круглой кистью с мягкими краями. Далее при помощи трансформации сжимаем кляксу в узкую полоску. Копируем и поворачиваем несколько раз.
Полученый блик накладываем на нашу картинку в режиме «Перекрытие». Совмещаем с центром солнца и настраиваем эффект прозрачностью слоя.
Другой способ — воспользоваться фильтром добавляющим блики оптики из группы «Рендер». Не забудьте, что делать это нужно на черном фоне, который потом наложить в режиме «Осветление»
Для завершения обработки я добавил немного шума, чтобы сгладить градиенты и придать проделанным манипуляциям немного реалистичности. И конечно же нарисовал кистью легкие облака, да создания атмосферы в кадре, но это уже совсем другая история.
Друзья, а вы сталкивались с эффектом кляксы и как вы его исправляете или используете? Поделитесь своим опытом с коллегами в комментариях.













